Цитата (Мария Ташова @ Май 8 2008, 11:26)

...предложить для обсуждения тему фестивалей как таковых.
1) В чём первоначальная цель фестиваля? То есть зачем вообще нужны фестивали?
2) Должна ли у фестиваля быть какая-либо особенность (помимо географической)?
3) Должны ли быть некие рамки в плане подхода к организации? и т.д.
ФЕСТИВАЛЬ | БЭС
(франц. festival - от лат. festivus - праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестивали бывают национальные и международные.Если о фестивалях как таковых, то получится нечто вроде:
Имеем:
а) массовое;
б) празднество;
в) показ / смотр;
г) искусства.
- Массовое, то есть стремление "охватить аудиторию" вменяется.
- Празднество -- это значит, что веселиться должны не столько поэты, сколько, главным образом, публика, то есть этой самой публике должно на фестивале быть
хорошо.
- Показ / смотр -- предполагается, что есть некто, кто показывает, а есть и некто, кто смотрит, крайне желательно, чтобы это были разные группы разных людей, понятно, что должно быть что показать и кому посмотреть.
- Искусства -- ну, столь высоких требований мы к себе предъявлять не станем

шучу.
Видно, что фестивали могут делиться на два типа: а) показ/смотр; б) праздник.
а) Показ/смотр подразумевает очень четкое деление на выступающих (и даже конкурсантов), публику и жюри.
Здесь праздник у кого какой -- публика получает положенное ей удовольствие от качества и количества любимого искусства, конкурсанты -- от лауреатства, жюри -- от банкета. Такой фестиваль направлен одновременно на а) популяризацию и поддержание рода искусства; б) на структурирование и иерархизацию профсообщества через открытое соревнование. Вертикальный фестиваль.
б) Праздник, подразумевающий вовлечение выступающих и публики в некую совместность действа. Горизонтальный фестиваль.
Проблематика поэтического фестиваля:
а) Вертикальный: возможен только при полной управляемости процесса -- финансирование должно позволять приглашать точно тех, кого надо в жюри, кого надо -- в конкурс, при этом требуется железобетонная позиция куратора и изрядный авторитет, чтобы сформировать такой фестиваль, какой дал бы продукт -- продуктом будет структура сообщества, иерархия. Работает только при идеальном качестве выступающих и хорошей релевантности публики предмету.
б) Горизонтальный: полууправляемый, полуфинансируемый, позиция куратора нужна для того, чтобы графоманящие народные массы не слишком рвались к микрофону + отчасти (в идеале 70-80%) определить состав читающих. Минусы: не служит прямо выявлению структуры, не порождает критическое высказывание, не расставляет точек над "ё".
Это все в общем. Теперь по пунктам:
1) В чём первоначальная цель фестиваля? То есть зачем вообще нужны фестивали?
Фестивали нужны (см. выше), чтобы:
- прямо презентовать явления искусства в публичном пространстве, вовлекая зрителя (горизонтальный и вертикальный);
- структурировать сообщество (вертикальный) и тем самым косвенно также презентовать явления.
2) Должна ли у фестиваля быть какая-либо особенность (помимо географической)?
География на фестивале должна преодолеваться, поэтому чем боьше географии, тем хуже фестиваль с точки зрения подготовки.
"Особенность" есть: а) отражение кураторской стратегии, буде таковая случится (авторский состав); б) презентация определенного стиля, рода, вида, направления; в) особенность формата, влияющая на подачу/восприятие материала.
3) Должны ли быть некие рамки в плане подхода к организации? и т.д.
Ну-у-у, это очень долго отвечать, уточни вопрос.