Помощь - Поиск - Участники форума - Календарь
Полная версия: а как вы пишете?
Форум Студии > Архив > В целом про литературу > Поэзия
Алексей Афонин
мне, собственно, давно интересна эта тема.

особенно то, как "поэтический процесс" происходит у других. тут, имхо, есть несколько подходов:
1). "сознательный": когда есть некая мысль (или независомое ощущение, но чаще всего - некое связное логическое/философское построение, которое хочется отразить). и вы, поймав некий импульс "вдохновения", тем не менее сознательно конструируете из образов, предлагаемых вам темой и вашим подсознанием, некую общность - символов, знаков, архетипов, сюжетных линий даже, может быть.
2). "пророческий": вами пишут. т.е., что-то начинает приходить независимо от вас, а вы всего лишь работаете проводником и практически не контролирует процесс во время процесса, а потом уже расшифровываете получившиеся "письмена на песке". ну или контролируете, но в малой степени, все равно позволяя основному потоку идти, куда он хочет.
3). "метатекстуальный" (позволю себе его так вольно обозвать): вас пишет. то есть вы становитесь не проводником текста, а его единицей, и реальность вокруг преображается в соответствии с принципом "мир как текст", можно сказать, что вы формируете ее изнутри. какая-то часть, наблюдающая, все равно находится "извне" процесса, но основной центр тяжести все-таки внутри.

про себя могу сказать, что у меня самого бывает по-разному; иногда, в какие-то периоды жизни, преобладает тот или иной подход (раньше текст чаще разворачивался по второму из описанных принципов, теперь преобладают скорее первый и третий). также это зависит и от самого текста, и от его задач (которые, опять же, могут формулироваться заранее, а могут проявляться уже постфактум).

в связи с первым еще интересен вот какой вопрос: что для вас является первичным в процессе написания (в большинстве случаев или всегда) - слово или невербальный образ? то есть, есть некое "несловесное" ощущение, для которого вы подбираете слова описания, или сначала приходит семантическая единица слова-символа, "вкушиваясь" в которую, вы разворачиваете дальнейшие смыслы и оттенки текста?

заранее спасибо всем ответившим.
Дмитрий Воробьёв
чаще всего процесс запускается некой звучной / странной / цепляющей фразой
эту фразу ношу с собой - кручу её

если фраза действительно цепляющая, она может вытащить за собой и другие слова, фразы, образы

если образуется "тёмное пятно неизвестно чего" - вымарываю им бумагу
так появляется нечто с чем можно поиграть

играю
пытаюсь добиться максимального впечатления, используя минимум слов
Алексей Афонин
спасибо )

да, очень знакомое состояние процесса.
наверное, достаточно универсальное.

мне вот еще любопытна такая штука: бывают стихи, в которых первично слово (фраза, вытаскивающая за собой все остальное), а бывают те, которые вызваны бессловесным образом, для которого слова понадобились просто для того, чтобы его передать, закодировать, "законсервировать". часто - ну, вот как я это у себя наблюдаю, - стихи первого рода более "общие", архетипические, а стихи второго - "частные", в смысле, описывающие более мелкие и конкретные детали мира, повседневные в т.ч.
интересно, опять же, соотношение тех и других у каждого конкретного поэта. мне кажется, что у некоторых поэтов тот или иной вид ярко преобладает.
Эдуард Лукоянов
Цитата (Алексей Афонин @ Янв 6 2009, 12:39) *
спасибо )

да, очень знакомое состояние процесса.
наверное, достаточно универсальное.

мне вот еще любопытна такая штука: бывают стихи, в которых первично слово (фраза, вытаскивающая за собой все остальное), а бывают те, которые вызваны бессловесным образом, для которого слова понадобились просто для того, чтобы его передать, закодировать, "законсервировать". часто - ну, вот как я это у себя наблюдаю, - стихи первого рода более "общие", архетипические, а стихи второго - "частные", в смысле, описывающие более мелкие и конкретные детали мира, повседневные в т.ч.
интересно, опять же, соотношение тех и других у каждого конкретного поэта. мне кажется, что у некоторых поэтов тот или иной вид ярко преобладает.


Плохие авторы цепляются за строчку. Так плохой архитектор вращает в руках камень и думает, что из этого что-то может выйти.
Микеланджело, если что, лукавил.
Алексей Афонин
Цитата (Эдуард Лукоянов @ Янв 8 2009, 22:48) *
Плохие авторы цепляются за строчку. Так плохой архитектор вращает в руках камень и думает, что из этого что-то может выйти.
Микеланджело, если что, лукавил.


ой и любите же Вы, Эдуард, безапелляционные суждения.
я понимаю, это у Вас вроде как часть литературной стратегии, но стоит ли ее так безапелляционно переносить в жизнь?
Эдуард Лукоянов
Цитата (Алексей Афонин @ Янв 10 2009, 21:12) *
ой и любите же Вы, Эдуард, безапелляционные суждения.
я понимаю, это у Вас вроде как часть литературной стратегии, но стоит ли ее так безапелляционно переносить в жизнь?


Да, нет, это не провокации, просто я машинально делаю фразу лаконичной, и по-видимому, закрываю ее от того, к кому она обращена.
Из строчки, на мой взгляд, выходит максимум моностих.
Когда я страдал синдромом одной строки, я записывал ее, а потом вместо того, чтобы написать вторую, писал нулевую, потом минус первую, минус вторую и т . д., пытаясь понять, как она родилась вне-меня. Так, например, написано Мгновенно слово, стих, редкий случай, который я ценю.
Алексей Афонин
Цитата (Эдуард Лукоянов @ Янв 10 2009, 22:11) *
Да, нет, это не провокации, просто я машинально делаю фразу лаконичной, и по-видимому, закрываю ее от того, к кому она обращена.
Из строчки, на мой взгляд, выходит максимум моностих.
Когда я страдал синдромом одной строки, я записывал ее, а потом вместо того, чтобы написать вторую, писал нулевую, потом минус первую, минус вторую и т . д., пытаясь понять, как она родилась вне-меня. Так, например, написано Мгновенно слово, стих, редкий случай, который я ценю.


лаконизм может выглядеть по-разному, ну да ладно, не об этом речь)

забавно: у меня самого как раз именно из строчки всегда получается лучше всего - она как ниточка, которую нужно найти, чтобы распутать и смотать спутавшееся, бессознательное.
Сергей Огурцов
главное к целому выйти
можно и от строчки

но за себя и за ВЛ скажу, что первично - целостное состояние стиха/события,
из которого потом кристаллизуется текст

впрочем, делает он это построчно
но часто, как подмечает Эдуард, одна строка так и остается одной удачной строкой
нарастить на нее сложно..

с другой стороны- и пусть уж тут Эдик мне поверит - в визуальном искусстве именно так и получается: медленно, кропотливо и по частям
архитектор на камень не смотрит. скульптор - обязательно
а Микеланджело.. Бог с ним =)

+

в ту же тему: вопрос последующей правки стихотворений
ВЛ вот почти не правит. так, слегка.. но, замечу, с годами все-таки чаще
я - тем более

казалось бы, как править "целостное состояние"..
да легко
Иван Бекетов
Согласен со всеми пишущими и со всеми тремя «бывает так…». Но бывает, и у меня чаще всего так и происходит, что, к примеру, просыпаешься утром, ну или ночью – неважно, сон не помнишь, но состояние от этого сна – чувствуешь, плохое или хорошее, это когда как, это тоже не важно, так вот как описать – это? которое не помнишь? Но которое имеет свой внутренний смысл, наполненность порой не имеющую эквивалента в словесном выражении, и вот тогда начинается метафорическая война, естественно умирают обе стороны, хотя и стороны в этом случае определить не всегда удается, и наступает молчание, как фон, как сцена, на которую выходит все еще то ощущение и смотрит прямо в глаза, ничего не говоря и ничего не спрашивая, и тогда приходится, уже больше для самого себя, чем для него, делать указательные знаки из строк, которые в начале и по сути своей не являются стихотворением, то есть пока это ощущение стоит и смотрит – это не стихотворение, но указатели, которые указывают на него, вроде как я боюсь его и тихо так, делаю намеки другим, чтобы и другие его тоже опасались, ну или наоборот, мне оно нравится и я боюсь его вспугнуть, и делаю намеки чтобы кто-нибудь его задержал, так вот пока оно стоит (висит, лежит, пребывает, или что оно делает я не знаю), строки эти – не стихотворение, но вот когда оно (ощущение) проходит, то есть следующим утром или через неделю, бывает по разному, строки как бы забывают его, и указывают в пустоту, я смотрю по их направлению и ничего не вижу, и вот тогда я начинаю видеть стихотворение, начинаю его исправлять, переделывать, переписывать, заносить и крошить, смешивать и обозначать, все это происходит до тех пор, пока в нем не остается голое ощущение того, на что оно указывало в самом начале…
Наверное так, хотя может быть я что и пропустил
Это текстовая версия — только основное содержание. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2019 Invision Power Services, Inc.